Спешков Сергей Федорович


Title: Спешков Сергей Федорович
Abstract: Сергей Федорович Спешков. До назначения на должность попечителя КУО С.Ф. Спешков прошел административную практику окружным инспектором Рижского учебного округа (будучи в составе испытательного комитета, издал дидактические указания для учителей [29]), помощником попечителя Казанского и Санкт-Петербургского учебных округов [30, л. 1]. Согласно императорскому указу 19 ноября 1901 г. Сергей Федорович Спешков был назначен попечителем КУО, с должностными обязанностями которого он был знаком на практике, поэтому ему не составляло труда активно включиться в работу [31, с. 723]. С.Ф. Спешков продолжил мероприятия своих предшественников по расширению сети учебных заведений в КУО. В частности, были учреждены средние мужские и женские учебные заведения, промышленные и реальные училища, начальные школы, устраивались учительские курсы. При содействии казанского губернатора при обществе пособия бедным мусульманам был открыт приют для мальчиков-магометан и учреждены образовательный и ремесленный классы [32, л. 23]. При Сергее Федоровиче был увеличен штат канцелярских служащих [33]. С 1 января 1905 г. в канцелярии попечителя КУО стало функционировать четыре стола, делопроизводство которых распределялось по типам учебных заведений. Однако в 1903 г. Управление Казанского округа уменьшилось на одну рабочую единицу – была сокращена должность окружного инспектора, за которым закреплялись чувашские школы [34, л. 14–19]. Принятие данного решения повлекло за собой усложнение работы двух оставшихся окружных инспекторов, которым пришлось увеличить объем работы. Деятельность С.Ф. Спешкова совпала с началом событий первой российской революции 1905 г. МНП тяготилось ростом общественной активности в среде учащихся средних учебных заведений, поэтому министр просвещения был вынужден выступать перед попечителями учебных округов с просьбами помочь в решении назревавших проблем. Учебно-окружное руководство должно было выработать общие рекомендации, учитывая региональные особенности. Так, попечитель КУО С.Ф. Спешков видел причины противоправительственной активности учащейся молодежи в негативном воспитательном воздействии некоторых семей. Для стабилизации создавшегося положения Сергей Федорович предлагал провести следующие мероприятия: «1) …как можно скорее вывести среднюю школу из переходного состояния и придать ей строго национальный характер; 2) ...устранить переполненность средних учебных заведений открытием новых; 3) ...реформировать институт классных наставников и улучшить материальное положение педагогов, с целью привлечения к педагогической деятельности лучшие силы; 4) ...заботиться о предварительной подготовке кандидатов на педагогическую деятельность; 5) ...установить тесную связь между семьей и школой и для этой цели... ввести педагогические совещания между родителями и воспитателями» [35, л. 84–85]. Главная мысль С.Ф. Спешкова сводилась к тому, что с противоправительственными действиями со стороны учащихся необходимо бороться только благоприятными мерами, но если они не «оздоровят» ситуацию, то надо прибегнуть к решительным действиям, как то: изъятие агитационной информации, исключение из учебного заведения, отказ от зачисления в школу [35]. Относительно постановки учебного процесса Сергей Федорович ввел в практику средних учебных заведений правило, разрешавшее успевающим ученикам во внеклассное время изучать новые языки [36, л. 9]. Довольно активная деятельность С.Ф. Спешкова на поприще руководителя КУО способствовала его дальнейшему административному росту. 20 августа 1905 г. именным указом попечитель Казанского учебно-окружного центра Сергей Федорович Спешков был назначен членом Совета министра народного просвещения [37, л. 16] Источник: http://izvestia.asu.ru/2010/4-3/hist/TheNewsOfASU-2010-4-3-hist-22.pdf
Description: Спешков Сергей Федорович, инспектор Петербургского учебного округа, в 1883-1901 гг. помощник, а в 1901-1905 гг. попечитель Казанского учебного округа, с 1905 г. член совета министра народного просвещения, с 1902 г. тайный советник. Противник обучения детей инородцев на их родном языке, в 1903 г. добился ликвидации должности инспектора чувашских школ Казанского учебного округа.
Appears in Collections:Преподаватели и профессора Казанского университета 19- начало 20в.

Thumbnail
File: Speshkov S.F..jpg
Size: 913,08 kB
Format: JPEG

портрет

View/Open
Thumbnail
File: Speshkov S.F..jp2
Size: 910,99 kB
Format: JPEG2000

jpeg 2000

View/Open
File: Speshkov S.F..tif ... Speshkov S.F.-original.tif
Size: 2
Format: Set of TIFF

...

View/Open

Items in the Archive are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.